В 2013 году Артем Варднян и Андрей Вагин составила карту доступности учреждений города Кургана. Это был первый гражданский проект такого масштаба и на такую тему. Работа заняла несколько месяцев, а результаты и полученные данные разошлись по интернету и в некоторые федеральные проекты посвященные теме инклюзивности. В ходе исследования авторы проекта пришли к неутешительным выводам:
- значительная часть инженерных приспособлений не соответствует нормам,
- даже если учреждение оборудовано кнопкой вызова сотрудником и пандусом, добраться до входа от ближайшей остановки или из соседнего квартала для инвалидов колясочников проблематично из-за препятствий на тротуарах, состояния асфальта, бордюрных камней на пешеходных переходах и перекрестках.
Исходя из полученных данных организаторами было заявлено, что отметка и рейтингование объектов социальной инфраструктуры без исследования близлежащих пешеходных путей до остановок общественного транспорта, зон отдыха и жилых кварталов не несет практической значимости. Говорить о доступности здания без исследования доступности подходов и транспортной инфраструктуры сомнительно.
В 2020 году было проведено второе исследование проблемы доступности центральной части города Кургана. Но в этот раз упор был сделан на оценку безбарьерной среды пешеходных путей: тротуаров, пересечений с проезжей части и проездами внутрь кварталов, пешеходных переходов и перекрестков.
Исследование показало, что в центральной части города практически отсутствуют безбарьерные маршруты длиннее двух кварталов, а зачастую инвалиды колясочники не могут без посторонней помощи покинуть пределы своего квартала проживания. Основные причины:
- отсутствие бордюрных съездов на проезжую часть, дворовые проезды (пешеходные переходы и перекрестки)
- глубокие водоотводные лотки без решеток на тротуарах,
- ошибки в сопряжение горизонтальных поверхностей (асфальт и мощение в разных уровнях высот),
- неудовлетворительное состояние асфальта,
- ненормативная ширина и уклоны тротуаров.
По итогам исследования было решено разработать методику оценки и картографирования пешеходных путей, тротуаров и пересечений с проезжей частью. В разработке рейтинга мы руководствовались методическими рекомендациями для организаций торговли и общественного питания по обеспечению доступности для инвалидов и маломобильных групп населения (https://faufcc.ru/upload/methodical_materials/mp20_2018.pdf) и отталкивались от принципа обозначения препятствий на пешеходном пути для маломобильных групп населения.
Руководствуясь принципам “универсального дизайна” мы ориентировались на доступность пешеходного пути для наиболее уязвимой категории граждан — инвалидов колясочников.